Кризисы развития. Пубертатный кризис
Кризисы развития — это периоды психологического стресса, трудностей и дискомфорта, которыми сопровождаются переломные моменты жизни человека. Пубертатный (подростковый) кризис связан с перестройкой организма ребенка, и его проявления часто пугают и ставят в тупик взрослых — родителей, родственников, учителей.
В этот период, линии психического и физиологического развития подростков идут не параллельно, а временные границы значительно варьируются. Началом пубертатного кризиса принято считать возраст
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация, сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у девочек «скачек роста» обычно начинается и завершается на два года раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети в этот период часто ощущают себя неуклюжими и неловкими.
В связи с быстрым развитием, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физического состояния и настроения. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным и нестабильным.
Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений связанных с половым созреванием нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.
Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.
Главная особенность возраста — личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости.
Конечно, подростку еще далеко до физической, психологической и социальной зрелости, объективно он не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике и манере общения.
Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.
К концу подросткового периода, примерно в
Представления о собственной внешней привлекательности, уме, способностях в разных областях, силе характера, общительности, доброте и других качествах формируют реальное «Я» подростка.
Помимо реального «Я», «Я- концепция» включает в себя «Я»-идеальное, как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное представление о себе может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
9 мая 2012 в 0:00
— номер телефона сотового оператора Челябинской области.
Позвонить через Скайп Отправить письмо с сайта
Отправить письмо
Имя или название организации
Электронный ящик
Телефон для связи
Необязательно. Например, 89091234567
Тема письма
Текст письма