Интегративная арт-терапия кризисных состояний
Проблема кризисных состояний в современной психологической науке не случайна и актуальна. Она определяется рядом общечеловеческих и специфических факторов, характерных для современного общества. Нестабильность социального существования, потеря привычных жизненных смыслов и ценностей, политическое, экономическое, экологическое неблагополучие — все это является причиной повышения уровня общего напряжения и тревожности, роста интенсивности таких переживаний, как одиночество, страх перед будущим, ненужность, бессмысленность существования. В современной научной литературе, касающейся проблем кризиса и кризисных состояний, нет общих положений, понятий и терминологии. Современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы: в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962; П. Левин, 1972).
В целом, обычно выделяют кризисы в больших группах и общественных системах: политические, экономические, национальные (расовые), этнические. Подобными кризисами занимаются политология, конфликтология больших групп, социология. К кризисам в малых социальных группах относят семейные кризисы, кризисы в профессиональных группах и кризисы личности (В. В. Козлов).
Под личностным кризисом мы понимаем особый этап в развитии человека, когда происходит процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного Эго в единое целостное пространство. Наступает время переоценки жизненных ценностей и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни, переходит на более целостный уровень существования. В том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, возникает кризисное состояние, временная дезинтеграция личности. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:
- Позитивный вектор, когда кризис является шагом в новое качество, новый уровень целостности.
- Негативный вектор дезинтеграции, который сопровождается деструктивными изменениями личности, потерей жизненных сил и энергии, социальных связей.
Специалисты сталкиваются с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека: соматическом, нервно-психическом, психологическом (конфликт базовых структур личности), социально-психологическом (нарушение коммуникативных функций и механизмов адаптации к социальной среде).
Непрофессиональное или запоздалое оказание психологической помощи может привести к социальной дезадаптации, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам, спровоцировать суицидальное поведение.
Кризисное состояние личности имеет системный характер, включает все уровни жизнедеятельности и в силу этого требует комплексного, интегративного подхода. Психика человека является многоуровневой, открытой и интегрирующей системой, позволяющей объединять в целостные смысловые пространства различные области психической реальности.
Личность является формой проявления психического, имеет фрагментарную структуру, и между фрагментами различных областей и уровней существует конфликтное напряжение.
Интеграция на личностном уровне подразумевает осознание конфликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики, объединение отдельных фрагментов в целое, систему, новое единство и открытое принятие того, что раньше отвергалось.
Практически все существующие направления психотерапии занимаются оказанием психологической помощи в кризисных ситуациях и при кризисных состояниях. К одному из таких направлений можно отнести активно развивающуюся интегративную арт-терапию, использующую различные виды искусства и парадигмы психологии с целью психокоррекции личности и группы.
Интегративная арт-терапия как современное психотерапевтическое и психокоррекционное направление обладает рядом специфических особенностей и наличием нетрадиционной для психотерапии триады: терапевт — клиент — произведение искусства, что дает возможность переживать болезненные моменты в консультировании менее остро. Искусство рассматривается как метафора и выполняет функцию исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма.
Развитие креативности и творческого отношения к жизни, как постоянно присутствующего внутрипсихического потенциала, позволяет быстро восстанавливать ресурсные состояния личности.
Арт-терапевтические методы воздействия обладают адекватностью по отношению к психической реальности личности, доступностью для понимания, относительной краткосрочностью, простотой и удобством в применении. Специалисты в своей практической работе имеют дело с объектом, который называется психическая реальность индивида или группы, и процесс приведения клиента в сбалансированное состояние — это процесс осознания вытесненного и подавленного материала из разных слоев картографии бессознательного.
Арт-терапия, как интегративная психотехнология, обладает потенциальной возможностью активации базовых компонентов подавленного материала, восстанавливает модель целостностей психической реальности (ЦПР). Модель ЦПР состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, проявления которых в современной жизни социально табуированы. Такие эмоции, как гнев и страх биологически оправданны и эволюционно полезны. Они подготавливают организм к схватке или бегству, «выжимая» всю возможную энергию из мышц. При этом в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, повышается артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток. Все для того, чтобы максимально обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами для развития максимального мышечного усилия (сильнее ударить или скорее убежать). Этот механизм, генетически передаваемый из поколения в поколение, функционирует одинаково как у животных, так и у человека. В современных условиях социального существования человека эти проявления запрещены. Если двигательная активность подавляется (человек не может избить обидчика, убежать в страхе и т. д.), эндокринный удар принимают на себя сердечно — сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная и другие системы. Подавление любого материала сопровождает такой базовый компонент, как актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменения в функционировании внутренних органов. И с этим компонентом тесно связаны рисунок мышечного напряжения и паттерн дыхания. Мышечное напряжение проецирует психологически травматичные ситуации пережитые людьми в процессе жизни. В мышцах, при не отреагированном эмоциональном состояниии образуются участки «застывшего» напряжения — болезненные уплотнения. В зависимости от расположения они могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства. Этот компонент подавления в итоге и приводит к возникновению так называемых мышечных блоков или, как обозначил Вильгельм Райх, мышечной брони. А. Лоуэн, развив эту идею, сформировал особую классификацию типов характера в зависимости от рисунка хронических мышечных напряжений.
Часто сами потребности человека и способы их удовлетворения являются объектом подавления, особенно те, на проявление которых существуют социальные табу. Многие личностные проблемы, в том числе и психосоматические заболевания, представляют собой проявления внутренних конфликтов между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Подавляются эмоции высокой интенсивности и способы их проявления, особенно те, которые жестко связаны с мотивационной структурой личности и социальным неодобрением на их проявления. Образный компонент отсутствует или мало выражен в том случае, когда подавление связано с внутренними запретами и переживаниями. Ментальный компонент так же присутствует в любом процессе подавления и вытеснения. Многие психотехнологии обращаются только к ментальному или образному компоненту подавленного материала. Это редко приводит к телесному и эмоциональному отреагированию ситуации, не говоря уже о менее осознаваемых компонентах.
Процесс индивидуальной и групповой коррекции и терапии основанный на интегративных арт-терапевтических методах, приводит к позитивным личностным изменениям, появлении новых жизненных ценностей (или изменении их иерархии), уменьшении общей патологической симптоматики.
Применение арттерапевтических методов является эффективным в группах, участники которых переживают кризисные состояния.
Использование при работе арт-терапевтических методик может служить диагностическим материалом при дифференциальной диагностике кризисных состояний.
7 мая 2012 в 23:56
— номер телефона сотового оператора Челябинской области.
Позвонить через Скайп Отправить письмо с сайта
Отправить письмо
Имя или название организации
Электронный ящик
Телефон для связи
Необязательно. Например, 89091234567
Тема письма
Текст письма